Красные флаги в крипто-проектах. Как не потерять свои деньги?
Блокчейн-проектов существует огромное множество. Они могут работать на Ethereum, Solana, Polygon или Binance Smart Chain. В виду всего разнообразия существуют и недобросовестные проекты, в которые ни в коем случае не стоит вкладывать ни время, ни средства
Разновидности крипто-проектов
Технология блокчейн позволяет создавать всевозможные проекты. Это могут быть крипто-пирамиды, Move-to-Earn, Play-to-Earn, Learn-to-Earn, и т.д.
Финансовые пирамиды в криптовалюте
Крипто-пирамиды (или, так называемые, матрицы) ничем не отличаются от стандартных финансовых пирамид. На такие проекты ни в коем случае не стоит тратить свои деньги, мечтая о легкой прибыли. В большинстве случаев на таких проектах зарабатывают только разработчики и самые первые пользователи, причем только те из них, которые не дают волю жадности и вовремя оттуда выходят.
Играй, чтобы зарабатывать
Play-to-Earn (с англ. «играй, чтобы зарабатывать), и все разновидности этой концепции, например Move-to-Earn (двигайся, чтобы зарабатывать), дают всем пользователям возможность получать криптовалюту, делая определенные действия в приложении. Зачастую такие проекты требуют вложений. Некоторые называют подобные проекты теми же пирамидами, и они частично правы. Но, несмотря ни на что, концепция в свое время взорвала рынок NFT-проектов, и многие люди, вкладывая средства в удачные проекты, получали огромный доход практически без усилий. Нашумевший проект StepN вывел концепцию на новый уровень и породил огромное множество проектов, пытающихся повторить успех, но далеко не все оказались добросовестными.
На что стоит обратить внимание при выборе крипто-проекта?
Смарт-контракт проекта
Смарт-контракт – это код, который содержит основную логику приложения (или токена) и правила, по которым оно работает. Такие контракты разворачиваются в блокчейне, а значит по большей части являются неизменяемыми, то есть изначальная логика не может быть изменена. Существуют исключения, когда основной смарт-контракт взаимодействует с второстепенным. В таком случае первый просто принимает адрес второго контракта, который могут заново разворачивать в блокчейне. Такой техникой, например, пользуется команда StepN для проведения операций со своими токенами, начисляемыми за ходьбу.
Смарт-контракт в обязательном порядке должен быть верифицирован для того, чтобы каждый желающий мог просмотреть его содержимое. Открытый исходный код — это гарантия безопасности для пользователей.
Пример верифицированного смарт-контракта
Если верификация отсутствует – то это повод задуматься, почему разработчик скрывает содержимое? Скорее всего, тут вы потеряете свои деньги.
Команда проекта
Нужно обращать внимание на то, кто стоит за разработкой проекта. Команда, у которой за спиной уже имеются успешные проекты – безусловный плюс. К ним больше доверия как аудитории, так и инвесторов, потому что они зарекомендовали себя на рынке. Но бывают и новички, которые только собираются представить свое детище на свет. Что же делать в таком случае? Для начала нужно проверить, имеются ли на их сайте контактные данные команды. Обычно это ссылки на их соц-сети. Если же команда полностью анонимна и скрывает всю информацию о себе, это еще один красный флаг.
Социальные сети команды
Не забываем и про соц-сети. Зачастую у проектов имеются аккаунты в Twitter и Discord, а иногда даже и в Telegram. Нужно обращать внимание на то, что публикуется на страницах, а также на активность аудитории. Если, предположим, имея 10 000 подписчиков активность на постах составляет 200-300 лайков и 50-60 комментариев, возможно подписчики накручены. С дискордом все проще – если в каналах идут активные обсуждения, проводятся всевозможные мероприятия, делаются арты (рисунки) по тематике проекта – то это, как минимум, хороший знак.
Сайт проекта
На таких сайтах публикуется вся основная информация о проекте и его создателях. Если он плохо выглядит и не имеет достаточно информации – это плохо. Если же у проекта вовсе нет своего сайта – это уже подозрительно. Сайт должен иметь информацию о самом проекте (whitepaper), токене (если таковой имеется), точный и продуманный roadmap (дорожная карта). В дорожной карте должно быть четко прописано: на каком этапе находится проект, какие планы имеются на будущее (с примерными или конкретными датами), ссылки на свои социальные сети и, например, на чаты для сообщества, где пользователи смогут общаться и обсуждать сам проект.
Концепция работы проекта
Имеет ли он структуру стимулов, которая поощряет ранних последователей и спекулянтов, или у него более альтруистическая цель? Хороший криптопроект должен обладать обоими качествами: привлекать инвесторов, которые хотят заработать на росте стоимости токена проекта, привлекать инвесторов, которые хотят каким-то образом поддержать идею проекта или фонд (будь то пожертвования или участие), и самое главное, привлекать пользователей. Никто не захочет вкладываться в неинтересный, бесцельный или невыгодный для инвесторов проект, правда?
Вывод
Всегда проводите детальный анализ проекта, прежде чем вложить в него свои деньги. Изучите команду, ее открытость и общение с аудиторией. Активность аудитории в социальных сетях проекта, ее участие в всевозможных мероприятиях. Какая цель у проекта, четко ли прописан путь команды к достижению этой цели? На это может уйти достаточно много времени и сил, но лучше так, чем отдать все свои деньги недобросовестной команде, которая в один прекрасный день обманет свою аудиторию, сделав на этом целое состояние.
Блокчейн-проектов существует огромное множество. Они могут работать на Ethereum, Solana, Polygon или Binance Smart Chain. В виду всего разнообразия существуют и недобросовестные проекты, в которые ни в коем случае не стоит вкладывать ни время, ни средства
Разновидности крипто-проектов
Технология блокчейн позволяет создавать всевозможные проекты. Это могут быть крипто-пирамиды, Move-to-Earn, Play-to-Earn, Learn-to-Earn, и т.д.
Финансовые пирамиды в криптовалюте
Крипто-пирамиды (или, так называемые, матрицы) ничем не отличаются от стандартных финансовых пирамид. На такие проекты ни в коем случае не стоит тратить свои деньги, мечтая о легкой прибыли. В большинстве случаев на таких проектах зарабатывают только разработчики и самые первые пользователи, причем только те из них, которые не дают волю жадности и вовремя оттуда выходят.
Играй, чтобы зарабатывать
Play-to-Earn (с англ. «играй, чтобы зарабатывать), и все разновидности этой концепции, например Move-to-Earn (двигайся, чтобы зарабатывать), дают всем пользователям возможность получать криптовалюту, делая определенные действия в приложении. Зачастую такие проекты требуют вложений. Некоторые называют подобные проекты теми же пирамидами, и они частично правы. Но, несмотря ни на что, концепция в свое время взорвала рынок NFT-проектов, и многие люди, вкладывая средства в удачные проекты, получали огромный доход практически без усилий. Нашумевший проект StepN вывел концепцию на новый уровень и породил огромное множество проектов, пытающихся повторить успех, но далеко не все оказались добросовестными.
На что стоит обратить внимание при выборе крипто-проекта?
Смарт-контракт проекта
Смарт-контракт – это код, который содержит основную логику приложения (или токена) и правила, по которым оно работает. Такие контракты разворачиваются в блокчейне, а значит по большей части являются неизменяемыми, то есть изначальная логика не может быть изменена. Существуют исключения, когда основной смарт-контракт взаимодействует с второстепенным. В таком случае первый просто принимает адрес второго контракта, который могут заново разворачивать в блокчейне. Такой техникой, например, пользуется команда StepN для проведения операций со своими токенами, начисляемыми за ходьбу.
Смарт-контракт в обязательном порядке должен быть верифицирован для того, чтобы каждый желающий мог просмотреть его содержимое. Открытый исходный код — это гарантия безопасности для пользователей.
Пример верифицированного смарт-контракта
Если верификация отсутствует – то это повод задуматься, почему разработчик скрывает содержимое? Скорее всего, тут вы потеряете свои деньги.
Команда проекта
Нужно обращать внимание на то, кто стоит за разработкой проекта. Команда, у которой за спиной уже имеются успешные проекты – безусловный плюс. К ним больше доверия как аудитории, так и инвесторов, потому что они зарекомендовали себя на рынке. Но бывают и новички, которые только собираются представить свое детище на свет. Что же делать в таком случае? Для начала нужно проверить, имеются ли на их сайте контактные данные команды. Обычно это ссылки на их соц-сети. Если же команда полностью анонимна и скрывает всю информацию о себе, это еще один красный флаг.
Социальные сети команды
Не забываем и про соц-сети. Зачастую у проектов имеются аккаунты в Twitter и Discord, а иногда даже и в Telegram. Нужно обращать внимание на то, что публикуется на страницах, а также на активность аудитории. Если, предположим, имея 10 000 подписчиков активность на постах составляет 200-300 лайков и 50-60 комментариев, возможно подписчики накручены. С дискордом все проще – если в каналах идут активные обсуждения, проводятся всевозможные мероприятия, делаются арты (рисунки) по тематике проекта – то это, как минимум, хороший знак.
Сайт проекта
На таких сайтах публикуется вся основная информация о проекте и его создателях. Если он плохо выглядит и не имеет достаточно информации – это плохо. Если же у проекта вовсе нет своего сайта – это уже подозрительно. Сайт должен иметь информацию о самом проекте (whitepaper), токене (если таковой имеется), точный и продуманный roadmap (дорожная карта). В дорожной карте должно быть четко прописано: на каком этапе находится проект, какие планы имеются на будущее (с примерными или конкретными датами), ссылки на свои социальные сети и, например, на чаты для сообщества, где пользователи смогут общаться и обсуждать сам проект.
Концепция работы проекта
Имеет ли он структуру стимулов, которая поощряет ранних последователей и спекулянтов, или у него более альтруистическая цель? Хороший криптопроект должен обладать обоими качествами: привлекать инвесторов, которые хотят заработать на росте стоимости токена проекта, привлекать инвесторов, которые хотят каким-то образом поддержать идею проекта или фонд (будь то пожертвования или участие), и самое главное, привлекать пользователей. Никто не захочет вкладываться в неинтересный, бесцельный или невыгодный для инвесторов проект, правда?
Вывод
Всегда проводите детальный анализ проекта, прежде чем вложить в него свои деньги. Изучите команду, ее открытость и общение с аудиторией. Активность аудитории в социальных сетях проекта, ее участие в всевозможных мероприятиях. Какая цель у проекта, четко ли прописан путь команды к достижению этой цели? На это может уйти достаточно много времени и сил, но лучше так, чем отдать все свои деньги недобросовестной команде, которая в один прекрасный день обманет свою аудиторию, сделав на этом целое состояние.