Активное участие: лимиты поощрений токенами
Один из важнейших принципов создания сети - начинать с самых необеспеченных пользователей. Приобретения пользователей недостаточно для достижения ликвидности. Вам также нужен правильный тип пользователей, то есть те, кто наиболее глубоко чувствует проблему и готов мириться с любыми трудностями, чтобы взаимодействовать с вашей сетью. Когда вы приобретаете таких пользователей, активность опережает принятие, и полезность сети растет.В результате сеть становится значительно более ценной для новых пользователей. Это особенно важно для сетей, требующих активного участия пользователей - ведь ликвидность требует постоянного участия, а не просто одноразового принятия.
Токены могут быть тупым инструментом для борьбы с этой нишей, поскольку они могут привлечь не тот тип пользователей - тех, кого привлекают финансовые стимулы, а не краткосрочная полезность сети.
Так, в web3-варианте Snapchat токены могут привлечь старшеклассников, а также работающих профессионалов, независимо от того, какие пользователи нужны сети в данный момент времени. Когда это происходит, становится очень трудно достичь необходимой плотности пользователей нужного типа. В результате, принятие не оказывает прямого влияния на полезность сети, и эволюция ценности сети может выглядеть примерно так, как показано на рисунке ниже:
Это показывает, что происходит, когда существует несоответствие между финансовыми стимулами и полезностью сети - мгновенный рост из ворот, за которым следует болезненный спад. Конечно, это крайний, теоретический сценарий. Как бы это выглядело в реальном мире? Давайте рассмотрим несколько примеров.
Когда встречаются токены с активным участием
Наиболее очевидным примером здесь является Looksrare - децентрализованный рынок NFT, запущенный в январе 2022 года. Он был задуман как децентрализованная альтернатива Opensea, которая доминирует в этом пространстве. В отличие от большинства сетей web3, Opensea - это централизованный рынок NFT в стиле web 2.0 с сильными сетевыми эффектами - по крайней мере, до тех пор, пока спрос на проекты NFT остается здоровым. Чтобы преодолеть эти сетевые эффекты, Looksrare осуществила "вампирскую атаку" на Opensea, т.е. бесплатно раздала (или "сбросила", либо на языке криптовалюты - дроп/эирдроп) токены LOOKS пользователям Opensea с большим объемом продаж. Она также вознаграждала пользователей токенами LOOKS за торговлю определенными коллекциями NFT на Looksrare. Такого подхода к маркетингу (GTM) должно было быть достаточно для того, чтобы Looksrare смогла решить проблему холодного старта и масштабировать свою сеть. К сожалению, финансовые стимулы привели к поведению пользователей, которое не соответствовало полезности сети.На графике выше показан реальный объем торговли NFT на Looksrare - после отсеивания "wash trading", т.е. торговли одними и теми же NFT между одними и теми же кошельками, чтобы получить большее вознаграждение за токены. Интересно, что объемы реальной торговли начали снижаться по мере нормализации выплат токенов. К концу февраля 2022 года ежедневные объемы подлинной торговли Looksrare упали до < 5% от своего пика и < 3% от ежедневного объема торговли токенами LOOKS. По сути, пользователи там зарабатывали и спекулировали на токенах, а не взаимодействовали с сетью.
Многие другие атаки вампиров привели к аналогичным результатам. Другая торговая площадка NFT, Infinity, попыталась применить ту же тактику против Opensea в октябре 2021 года с еще более скромными результатами. Sushiswap, децентрализованная биржа, осуществила вампирскую атаку на Uniswap в августе 2020 года. Результаты, опять же, были схожими, хотя, возможно, менее яркими (и также были связаны с проблемами управления).
Decentraland, виртуальный мир на основе NFT, является менее очевидным примером и не связан с атаками вампиров. Ребрендинг Facebook на Meta в ноябре 2021 года вызвал золотую лихорадку для всех проектов, связанных с метавселенной, в экосистеме web3. Это резко повысило спрос как на токен MANA компании Decentraland, так и на виртуальную недвижимость NFT в ее виртуальном мире. Однако большинство покупателей, по-видимому, были финансово мотивированы, и полезность этой виртуальной недвижимости остается низкой - как и вовлеченность. Это не означает, что виртуальная недвижимость никогда не будет иметь никакой полезности. Она, безусловно, может, но для этого потребуется активное участие и вовлечение пользовательской базы - с тактикой масштабирования, которая скорее напоминает активные сети web2, такие как Roblox, чем пассивные сети web3, такие как Helium.
Поощрения токенов - полезно?
Теперь уже должно быть очевидно, что токены не являются волшебной пулей - не существует коротких путей для построения сети. Сети, которым требуется только пассивное участие пользователей, могут использовать токены в качестве одной из тактик для преодоления проблемы "холодного старта". Но сети с активным участием может быть сложнее создать. В этих случаях вознаграждение токенами может стимулировать поведение, которое противоречит увеличению полезности сети.Как это исправить? На высоком уровне единственным способом решения этой проблемы является привязка поощрений жетонами к полезности сети, то есть обеспечение того, что пользователи могут получать поощрения жетонами только в том случае, если они добавляют ценность сети. Другими словами, вознаграждения должны быть ограничены конкретными, желательными действиями, а не только принятием. Braintrust, децентрализованный рынок фриланса, является хорошим примером этого. Паки Маккормик недавно опубликовал глубокое исследование Braintrust и объяснил, как работает его токен BTRST. В настоящее время он выдает токены только тем пользователям, которые:
- направляют клиентов или фрилансеров (вознагражденные рефералы)
- отсеивают кандидатов после прохождения курсов (курирование).
- фрилансеры, которые заполняют подробные профили, курсы и задания (основное действие).
Подводя итог, можно сказать, что токены, безусловно, могут сыграть определенную роль в построении сети, но сами по себе они не являются движением GTM. Обратите внимание на тип сети, которую вы строите, и на то, как поощрение токенов взаимодействуют с полезностью сети, прежде чем полагаться на них как на бутстрапинговое решение.